Для восполнения дефицита водных ресурсов в СМИ активно обсуждают возрождение проекта по переброске части стока сибирских рек в Центральную Азию. Может ли этот проект решить проблему дефицита водных ресурсов? Какова история проекта? Об этом в интервью пресс-службе Ассоциации гидрогеологов Казахстана рассказал эксперт-гидролог Ассоциации гидрогеологов Казахстана Э. Турсунов.
История проекта
Гидролог Э.Турсунов является свидетелем создания проекта переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию. На его глазах проходили все этапы развития проекта.
Он рассказывает, что в середине прошлого столетия советской армии необходим был хлопок для производства боеприпасов – бездымного пороха. Основным местом выращивания хлопка являлся Узбекистан, но ему требовалась вода на полив. Получить ее он мог только за счет рек Амударья и Сырдарья и его притоков, то есть за счет водных ресурсов Казахстана. Но нарушался водный баланс Аральского моря, где при отсутствии притока воды оно должно было исчезнуть.
Поэтому в 70-х годах возник проект, по которому СССР пообещало построить канал переброски части стока из бассейна реки Обь для восполнения ее водных ресурсов и недопустимости высушивания Аральского моря.
"Существовало несколько вариантов проекта трассы канала. К великому сожалению, на многочисленных совещаниях энергетиками был пролоббирован вариант канала Иртыш-Караганда. Энергетикам и производителям труб надо было обеспечить себя заказами, и это у них получилось", - рассказывает эксперт.
В итоге канал Иртыш-Караганда был построен в 1968 году, было сооружено 22 насосных станции, с помощью которых вода забиралась из реки Белая (приток реки Иртыш) и поднималась на высоту 418 м. Тогда было заявлено, что это первая очередь переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию и насосные станции строились на вторую очередь. То есть их количество изначально было завышено.
"Но давайте сравним цифры. Ежегодно канал перебрасывает в район Караганды и Астаны около 0,42 км³ воды. То есть с начала эксплуатации по настоящее время канал перебросил менее 25 км³. А только первая очередь самотечного канала должна была перебрасывать 7,0 км³ в год или в 17 раз больше воды. Естественно, канал Иртыш-Караганда не в состоянии решить водные проблемы Казахстана, а решает только проблему обеспечения водой Темиртау, Караганды и Астаны. Но его строительство ввело в заблуждение правительственные органы и проект Трансказахстанского канала был отложен", - рассказывает Э. Турсунов.
По его словам, вскоре вновь возник вопрос строительства Трансказахстанского самотечного канала. Но реализация проекта была отложена.
Затем СССР распался и появилось мнение, опубликованное в СМИ о том, что изъятие части стока реки Обь нарушает экологию российской территории. Э. Турсунов считает, эти заявления ничем не подтверждены.
Основные характеристики канала
Канал переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию по замыслу инженеров проектировщиков должен был быть судоходным и соединять между собой Среднеазиатские Республики через Казахстан самым дешевым водным путем с Алтаем и Сибирью. Размеры канала (ширина около 70 м и глубина более 10 м даже его 1 очереди) позволяют ходить по нему судам типа «река – море» и самоходным баржам водоизмещением более 6000 тонн.
Согласно экономическим расчетам строительство канала окупалось в течении семь-лет только за счет судоходства. При этом для гидротехнических сооружений срок окупаемости составляет 25 лет.
Канал начинался из верхнего бъефа Шульбинского водохранилища, в канал забиралось около 7,0 км³ в средний по водности год Иртышской воды, что допустимо по сложившимся международным нормам, даже с учетом забора воды из р. Черный Иртыш на территории СУАР КНР.
Самотечный канал вначале следует по восточным и северным склонам Сарыарки (Центрального Казахстана) до г. Заводоуковска, расположенного у входа в Тургайскую ложбину. На этом участке канал выполняется как бы "в полунасыпи – полувыемке". Подгорный берег канала должен быть выполнен с капитальной противофильтрационной облицовкой. Нагорный берег судоходного канала выполняется с временным противоволновым креплением из каменной наброски, что позволит производить расширение канала в нагорную сторону. В местах строительства судоходных портов или насосных станций для подъема воды на поля орошения судоходный канал резко расширяется в плане и углубляется. На подгорном берегу канала так же строятся капитальные сооружения для выпуска воды на поля орошения для производства зерновой и овощной продукции. Для орошения выявленных полей по длине канала расходуется около 3 км³ Ертыской воды.
Тургайскую ложбину канал пересекает в глубокой выемке и подводит Иртышскую воду в Тегисское наливное водохранилище, которое выравнивает сезонную неравномерность подачи воды. Далее следует известные Бетбакдала или понижения Приаральских Каракумов, которое канал преодолевает по гребню высокой земляной насыпи и доводит иртышскую воду до г. Джусалы на р. Сырдарья. Здесь судоходный канал сбрасывает остатки своего стока около 4,0 км³ в средний по водности год в р. Сырдарья, чем резко увеличивает водность вниз по течению до малого Арала.
Сейчас этот проект под названием "Трансказахстанский канал переброски части стока сибирских рек в бассейн Аральского моря" находится в архивах Проектного Института "Совинтервод" в Москве.
По словам Э.Турсунова, ученые восторженно описывали все блага, которые принесет канал Казахстану. Например, они утверждали, что использование канала для орошения существенно повысит урожайность пшеницы. При этом рекордным считался урожай, достигающий 17 ц/га при средней урожайности 12,8 ц/га. В 2022 году в Казахстане этот показатель составил - в 95ц/га при использовании точечного орошения.
Эксперт считает, что канал изменит ландшафт Казахстана из степного, пустынного и полупустынного в агропромышленный и способствует рыборазведению, создаст большое количество рабочих мест.
"Учитывая, что трасса канала пересекает малые водотоки, большинство из которых пересыхающие, то пополнение их водой из канала в засушливый период создаст условия для огородничества и развития животноводства в областях, находящихся от канала на значительном расстоянии",, - говорит эксперт.
Он считает, что реализация проекта Трансказахстанского судоходного канала является выгодной не только для Казахстана, но и для России.
"Россия получит возможность снабжать населенные пункты Сибири качественной и дешёвой сельскохозяйственной продукцией, и реализовывать богатства Сибири и Дальнего востока поставляя их в самый центр Средней Азии. Поэтому при реализации проекта под названием "Трансказахстанский канал переброски части стока сибирских рек в бассейн Аральского моря" речь должна идти исключительно о сотрудничестве между Россией и Казахстаном", - заключил эксперт.