Несмотря на разрушительные паводки в Казахстане, есть положительные примеры того, как жителям удалось самостоятельно избежать подтопления своих домов. Об этом пресс-службе Ассоциации гидрогеологов рассказал кандидат географических наук, главный научный сотрудник Ассоциации Эскандер Турсунов.
«В поселках Садовое и Чапаево Карагандинской области, помня подтопления 2015 года, жители окружили свои поселки земляной насыпью и вывезли снег с территории поселка. Об этом было сообщено в новостях.
В Чапаево во время паводка местные жители дежурили и следили за уровнем воды и быстро наращивали, ремонтировали водозащитную дамбу. По словам местных жителей, до верха дамбы в Чапаева вода не дошла 15 см. В Садовое во время паводка вода не дошла до верха дамбы на 1,0 м.
Это средневековая технология, по такому принципу огораживались русские города.
Аналогичную насыпь я видел в 2007 году вокруг поселка Аксу в Южно-Казахстанской области, расположенного возле реки Сырдарья», - говорит Эскандер Турсунов.
Он считает, что все поселки, которые испытали на себе подтопление этого года должны уже летом без всякого проекта начинать возводить такие дамбы вокруг своих населенных пунктов.
По его словам, для этого достаточно одного экскаватора, одного бульдозера и одного катка для трамбовки.
«Ширина такой дамбы должна соответствовать автодороге пятой категории, то есть восьми метров, а высоту можно определить по горячим следам, зная на каком уровне стояла вода в домах прибавив для гарантии 1,0 м.
Достаточно бригады геодезистов чтобы перенести отметку максимального затопления от домов на гребень этой дамбы. Естественно, предусмотреть пологие переходы и переезды через эту дамбу для людей, скота и автотранспорта. Тогда весной 2025 года и в последующие годы останется проверить состояние дамбы после зимы и организовать дежурство за уровнем воды и состоянием дамбы во время паводка.
На возражения по поводу того, что необходим проект такой насыпи, прошедший соответствующую экспертизу и согласования приведу пример прокладки трассы Каракумского канала.
Тогда не было даже карт, по которым можно было бы проложить первоначальную трассу. Поэтому вначале пускали впереди ишака, оказывается, он идет по пути наименьшего сопротивления. То есть, под уклон земной поверхности, далее по этой трассе делали проект. Потом прорывали небольшую траншею длиной 10 – 15 км, которая заполнялась водой и только потом расширяли эту траншею до размеров канала. Таким образом, происходило и снабжение водой строителей.
Официальное проектирование водозащитной дамбы и реализация проекта потребует от 5 до 7 лет. Быстрее бюрократия не работает и все это время населенный пункт будет подвергаться опасности ежегодного подтопления»,- считает эксперт.
Что касается последствий от паводков, по его мнению, нужно на законодательном уровне ввести обязательное страхование жилья и имущества для домов, находящихся в зоне риска от того или иного стихийного бедствия. Страховые компании будут заинтересованно контролировать проведение антипаводковых мероприятий, считает эксперт.
Фото: МЧС РК