Во время паводков в Казахстане целыми остались железнодорожное полотно. Железнодорожниками были проведены противопаводковые мероприятия, расчищены водопропускные сооружения и кюветы возле дороги. То есть, вода прошла через железнодорожное полотно как в обычный год. Такое мнение пресс-службе «Ассоциации гидрогеологов» выразил главный научный сотрудник, кандидат географических наук Эскандер Турсынов.
"С 2017 по 2023 год я работал в организации, проектирующей железные и автомобильные дороги. Являясь инженером гидрологом, рассчитывал максимально возможный паводок для определения диаметра водопропускных сооружений при строительстве железных и автомобильных дорог. При этом часто приходилось спорить с инженерами мостостроителями по поводу применяемой методики определения максимальных расходов воды", - говорит Эскандер Турсынов.
По его словам, он рассчитывал по старой методике на основе весеннего снеготаяния. При этом максимальный расход воды он брал с учетом совпадения следующих метеорологических элементов.
«Далее цитирую из пояснительных записок при расчете максимальных расходов воды весеннего половодья на основе площади водосбора для конкретного водопропускного сооружения: «Генетически экстремально максимальный сток весеннего половодья может образовываться при совпадении четырех основных метеорологических факторов. Во первых - в осеннее время необходимо значительное увлажнение почвы на водосборе, чтобы после установления отрицательных температур на ней образовалась корка льда, которая в период снеготаяния будет препятствовать потерям воды на инфильтрацию. Во вторых - для возникновения экстремально высокого половодья необходимы максимальные запасы воды в снеге. В третьих - таяние снежного покрова должно происходить интенсивно, так называемая дружная весна. В четвертых – период таяния снега должен совпадать с выпадением жидких осадков, которые так же должны быть максимальными из наблюдаемых для данного района», - говорит Эскандер Абаев.
Для справки максимальный сток определяется путем построения специальной кривой обеспеченности, после чего определяется 1 процент обеспеченность – раз в 100 лет, 0,3 процент обеспеченность – раз в 300 лет (используется при проектировании железных дорог) и соответственно 5 и 10 % обеспеченность для маловажных объектов.
«В этом году наблюдалось совпадение только по двум метеорологическим факторам по образованию ледяной корки на поверхности земли и по быстрому таянию снега. Выпадающие на поверхность дожди не были катастрофическими и снежный покров был выше обычного, но тоже не являлся катастрофическим. То есть паводок был выше чем обычно, но не достигал максимально возможных значений. Соответственно, надо готовится к паводку следующего года уже сейчас.
В современное время часто применяется методика определения максимального стока по интенсивности дождя выпадающего на поверхность водосбора, для горной местности она применима, но использование ее для равнинной местности неприемлемо. У Советских гидрологов был отдельно выделен Казахстанский тип рек, когда до 90 процентов годового стока рек приходится именно на весеннее половодье за счет снеготаяния», -говорит Эскандер Абаев.
Он подчеркивает, что обычно паводок образуется, когда ближайший водный объект выходит из берегов и затопляет расположенные на берегу поселки. В СМИ же сообщалось, вода пришла из степи.
"Рассмотрим предположительные причины как это произошло. Если посмотреть на любой космоснимок с рельефом местности, то хорошо видно, особенно в горной части структуру реки. Когда вода со склонов образует микроручейковую сеть, которая собирается в приток 1 порядка, далее втекает в притоки двух порядка и т.д пока не стекут в русло основной реки.
То есть река похожа на дерево, а границей кроны выступает граница водосбора, проведенная по водоразделу с бассейном другой реки. На равнинной части граница водораздела слабо выражена из-за малых высот. Теперь представим, что поперек этих малых водотоков, в основном сухих логов в обычное время, расположена автодорога, представляющая собой, по существу, дамбу. Чтобы эта дамба не перегораживала воду в ней строятся водопропускные сооружения (трубы с различным диаметром в зависимости от проекта), по которым вода течет дальше в основной водоток. Если труба забита или ее диаметр маленький, то вода накапливается перед дорогой, перетекает в соседний водосбор куда поступает своя вода и движется вдоль дороги до населенного пункта, к которому эта дорога подведена. Таким образом вода и приходит со степи", - говорит Эскандер Абаев.