Характеристики реки
Река Каратал берет начало с северо-западных склонов Жетысу (Джунгарского) Алатау, где образуется от слияния рек Кара, Чижа и Текели. Выйдя из гор, в Каратальской долине она принимает еще один многоводный приток – реки Коксу. Далее река пересекает песчаные массивы южного Прибалхашья и за 40 км до впадения в озеро Балхаш образует дельту, поросшую тростником. Русло реки от истоков к устью постепенно расширяется от 10-20 до 50-100м. Скорость течения в горах составляет около 2 м/с, на равнине она в два раза уменьшается.
Длина реки 372км, площадь бассейна 14,2 тыс. км2. Среднемноголетний расход реки у г. Уштобе составляет 68,4м3/с, максимумом до 120,4м3/с, реже до 280 м3/с. Минерализация воды в реке не превышает 0,2г/л и только в низовьях после спада половодья увеличивается до 0,7г/л. По составу воды: гидрокарбонатные кальциевые, переходящие иногда в среднем и нижнем течении в сульфатно-гидрокарбонатные натриево-кальциевые.
Мнение эксперта
Эксперт-гидролог Ассоциации гидрогеологов Казахстана Эскандер Турсунов отмечает, использование стариц после спрямления русла реки Каратал привлекательно тем, что при относительно небольших затратах можно организовывать рыболовство, не дожидаясь выполнения других мероприятий.
«После спрямления русла в начале и конце старицы сооружаются небольшие земляные перемычки со встроенными в них плоскими задвижками. Размер и количество задвижек определяются согласно натурным исследованиям в русле реки. Сами задвижки двойные: одна глухая, а вторая из металлической сетки в жесткой рамке. По такому же принципу построены шлюзы головных сооружений магистральных оросительных каналов на реке Иле с целью предотвращения попадания рыбы в канал», - говорит эксперт.
Он поясняет, что глухими задвижками регулируется наполнение старицы водой и поддержание в ней необходимого гидрологического режима, а сетчатая - служит для изоляции старицы от неблагоприятных для выращиваемой молоди видов рыб.
«В самой старице создаются условия для быстрого роста рыбы путем подкормки. После взросления молоди до товарного вида верхняя задвижка наглухо закрывается, а через нижнюю задвижку вода спускается со старицы. В случае искусственно созданного возле нижней задвижки приямка останется только вычерпать рыбу и доставить в цех по переработке.
В случае восстановления судоходства на реке Каратал идеальным методом транспортировки была бы доставка рыбы в живом виде с использованием специальных судов (самоходных барж), где рыба бы находилась бы в трюме судна, заполненного речной водой, с механизмом, обеспечивающим водообмен воды, в барже с забортной водой. В этом случае целесообразно организация рыбоперерабатывающего завода непосредственно возле Уштобе, чтобы товарная рыбная продукция доставлялась к потребителям с использованием железнодорожного транспорта. Это удешевит конечные затраты на производство и реализацию рыбной продукции», - считает эксперт.
По его мнению, альтернативным вариантом является организация небольших перерабатывающих цехов в населенных пунктах, расположенных возле реки, для переработки рыбы из стариц в товарную продукцию.
«В случае реализации проекта рыбоводства на реке Каратал появится значительное количество новых рабочих мест. Это улучшит качество жизни местного населения и позволит частично решить программу продовольственной безопасности республики», - заключил Эскандер Турсунов.
Фото: Pixabay